?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry

Мой аэрозольный опыт...

Лаки и фиксативы из моих рабочих материалов, купленные до 2014 года.

varniches

amandier2016



Да, были случаи, когда "жизнь заставляла" в детстве и лаком для волос "Прелесть" воспользоваться. Но это скорее ради спортивного интереса, потому что реальной необходимости у меня в этом не было. Достойные работы обычно уходят в фонд учебного заведения, а на проходные внимания не обращаешь.
Серьёзная потребность скупить полмагазина фиксативов появилась, когда я начала много работать мягкими графическими материалами: уголь, сангина, различный мел, сухая пастель. Но даже здесь я закрепляю далеко не все работы. Блокноты после заполнения набросками обнажёнки складируются на антресоли. Длительные удачные рисунки упаковываются в кальку и тоже принимают горизонтальное положение..

papier-calque

entresol  

Но случаются итоговые выставки, например, участников вечерних сеансов рисования живой модели в Высшей школе искусств Экса. Тогда рисунки надо вывесить на стены без оформления. Вот тогда всё и надо достать с завалинки, закрепить, отфотографировать, пройти отбор у организатора, развесить. Причём развеска идёт в хаотичном порядке, то есть работы развешиваются где угодно, вперемешку с работами других участников. Малейшее касание, и  необработанная работа уже не пригодна для выставки. И если я уверена, что продолжать рисунок не буду, перерисую если что, то использую вот этот финишный фиксатив - один из самых доступных вариантов. Он слегка углубляет цвета и в дальнейшем нельзя что-либо дорабатывать по закреплённой поверхности.

dessinrapide

portraitauxpastel

dessinaucarre

Да, вспомним Мориса Кантен де Латура (фр. Maurice Quentin de La Tour; 1704—1788) и его пастельную живопись: можно купить аналог его фиксатива в жидком виде и к нему пульверизатор. Так что, кому нужны исключительно проверенные временем средства, то и это возможно. Для сухой пастели я использую для финальной обработки современный аэрозольный фиксатив с равномерным нанесением. Наверное мне в голову не приходит выйти на корт с деревянной ракеткой чтобы играть в теннис. Тем не менее я придерживаюсь вот этого мнения: "фиксатив для пастели это не защитный лак, он не заменяет оформления, стекла и правильного способа хранения или экспонирования. Если на Вашем фиксативе написано "archival-safe", то и обеспечьте работе такое хранение, не кидайте её в погреб с плесенью, не оставляйте под полнящими лучами солнца.

dessin-verre

Итак предыдущий вариант я называю "закрепила и забыла". Но чаще мне требуется "закрепить и работать дальше".
Многослойная техника рисунка требует фиксации пигментов на рабочих этапах. Иногда нужно, чтобы цвета не смешивались или делали это минимально. Тогда я пользуюсь двумя рабочими фиксативами. Первый обладает чудесным свойством доэкспонирования и обобщения, работа становиться заметно темнее. Но не надо падать в обморок, в масляной живописи лаки тоже изменяют цвета, вернее возвращают их в яркость, которая была до просыхания. Да, и свойством этого фиксатива надо пользоваться художникам, которые борются с проблемой разбела и дробности при работе в графических техниках.

workablefixatif

Другой фиксатив — мой самый любимый на сегодняшний день. Я его называю "полу-финиш", потому что он едва заметно усиливает цвета. Использую его, когда работа вроде бы закончена, но я-то знаю, что ещё обязательно к ней вернусь — обобщу что-нибудь или акценты проставлю, при этом мне важно максимально сохранить уже найденную атмосферу и оставить её без значительных изменений.

vaugines2016

carnets2016

Оба фиксатива многочисленно использую в дорожных блокнотах, где работаю акварелью, гуашью, пастельными и цветными карандашами. Листы всё равно перекладываю калькой. При правильном закреплении калька остаётся чистой.
Важный момент - я не перевожу аэрозоли в самолёте. Так же пользуюсь ими исключительно на открытом воздухе. Даю подсохнуть минут 15, прежде чем занести работу в помещение. Так же я закрепляю рисунок под масло или прозрачный грунт. Рисунок изначально сделанный с натуры дорабатывается, уже цветными карандашами я ищу колорит, на котором хочу собрать живопись. В последующем прозрачный грунт не поднимет закреплённый пигмент, оставит точный рисунок, даст прочное сцепление красочного слоя с основой.

sofiforoil

Лаки, которые я использую для масляной постели. О, тут много удивительного: работать по свежему слою ретушного лака — это удовольствие, как и текстура по высохшим слоям. Можно рисовать без замесов выстраивая всю работу на оптическом смешении цветов. Ретушный лак хорошо проявляет слегка жухлую масляную пастель, давая понимание, как работа будет смотреться уже после финальной обработки. Финишный лак образует необходимую защитную корку. Сама масляная пастель не сохнет из-за парафинового связующего пигмента, как будто картина из цветного пластилина! Но использование лаков делает её практически неуязвимой. Разве что ножом  хорошенько поскрести?! Да, насчёт испарения: если переборщить с лаком при нанесении, то он течёт по поверхности так же, как и любой жидкий. Поэтому финишный лак я наношу в несколько слоёв. Не экономлю, но и слежу чтобы не было подтёков.

poires

В масляной живописи я также использую ретушный и финишный аэрозольные лаки. Оговорюсь, что речь идёт о небольших быстрых работах, где целесообразно
Применение аэрозолей. При площади холста или доски свыше квадратного метра лучше перейти на лаки из банки. Финишный лак, толщина его слоя даёт эффект глубины и живописной насыщенности. Рембрандт заливал свои картины лаком.

etudes2016

Мой любимый ретушный лак "по сухому и по сырому". Когда времени нет и нужно отделить слой от слоя, то наношу на сырую живопись, при этом сохраняю правило "писать жирным по тонкому", то есть нижний слой должен сохнуть быстрее, чем верхний. Когда отложенная работа просыхает, то перед продолжением использую ретушный лак по сухой очищенной, протёртой растворителем поверхности. Промежуточный лак склеивает слои и борется с жухлостями.

vernisfinal

Самое вкусное для меня, то что мои любимые промежуточные рабочие лаки и фиксативы для графики и масла является и финишным. В поисковочных работах это особо важно - всегда оставлять за собой возможность доработки.
Финишный лак заменяет мне лак из банки для работ небольшого формата, сильно упрощает работу - ни кистей, ни долгого ожидания.

Это краткое описание моего опыта было написано под впечатлением от прочтения поста Натали Ратковски http://conjure.livejournal.com/1325054.html



Задавайте вопросы. Отвечу с удовольствием.
Татьяна

Comments

Len2608
Nov. 21st, 2018 08:10 am (UTC)
Чем лучше закрепить работу графитом
Добрый день! Очень интересная, информативная статья!!! Посоветуйте, пожалуйста, какой лучше фиксатор использовать для работ графитом. Мне нужно переслать стопку работ по почте и я очень переживаю, что они размажутся и придут в негодность. И можно ли вложить их после фиксации в файлы или переложить калькой лучше??? Заранее благодарна за ответ!

Edited at 2018-11-21 08:10 am (UTC)